Важно не упустить!

vazhno-ne-upustitРодителям важно знать, что будет с недоношенными детьми после того, как они вырастут. Смертность и частота осложнений среди детей с весом при рождении ниже 1500 г сейчас настолько низкая, что практически не отличается от показателей детей, родившихся в срок, у доношенных детей также могут возникать поражения, связанные с беременностью, родами и периодом новорожденности.

За детьми, которые родились глубоко недоношенными, т.е. до 28-й недели беременности, необходимо присматривать особенно тщательно. Чаще всего за ними наблюдают в поликлинике больницы, в которой им проводилось лечение.

Всем детям, родившимся ранее 28-й недели беременности или с весом менее 1000 г, рекомендовано наблюдение у врачей-специалистов. Чаще всего это означает, что наблюдение проводится в поликлинике детского отделения.

Недоношенный ребенок должен наблюдаться у врачей-специалистов, если у него есть одно или несколько из нижеприведенных нарушений:

  • ребенок рожден ранее 28-й недели беременности;
  • кровоизлияние в мозг III или IV степени;
  • перивентрикулярная лейкомаляция;
  • расширение желудочков головного мозга;
  • ретинопатия недоношенных;
  • подозрение на нарушения слуха;
  • подозрение на повреждение мозга или органов чувств;
  • опасная задержка роста в период внутриутробного развития;
  • опасное заболевание легких;
  • проблемы с питанием, сном или поведением.

За детьми с такими нарушениями необходимо наблюдение, и их необходимо включить в план отделения. Первое обследование проводится через 1-2 месяца после выписки, после этого ребенка обследуют в 6 и 12 месяцев с коррекцией на недоношенность.

Новые рекомендации по наблюдению за недоношенными достаточно детализированы, и в первый год жизни необходимо обратить особое внимание на следующее:

  • прибавку в весе и питание;
  • психомоторное развитие и функцию органов чувств;
  • потребности семьи и уровень ухода за ребенком;
  • родственные связи и взаимопомощь;
  • проблемы с кормлением и пищеварением;
  • проблемы со сном и поведением.
  • в дальнейшем проводится как минимум два контроля у специалистов:

в 3 года и в 5 лет. Обследования могут проводиться и чаще. К недостаткам рекомендаций можно отнести тот факт, что за ребенком не наблюдают в школьном возрасте — некоторые проблемы не проявляются до тех пор, пока ребенок не пойдет

в школу. После того как ребенку исполнится год, необходимо обращать внимание на его способность контактировать с окружающими, речь, концентрацию внимания, отдельные нарушения пищеварения и развитие мышления. Между тремя и четырьмя годами

необходимо наблюдать за появлением признаков гиперактивности и социальным поведением, в школьном возрасте — за способностью к обучению, концентрации и возникновением эмоциональных проблем.

Важно, чтобы за ребенком наблюдали специалисты. Умеренные поражения практически никогда не обнаруживаются в течение первого года жизни. Последующий контроль очень важен для выявления таких нарушений, как косоглазие или небольшой церебральный паралич. У многих недоношенных детей в течение первого года жизни наблюдается некоторая скованность в движениях без признаков церебрального паралича. Контроль также помогает обнаружить, что ребенок развивается медленнее, чем положено, и в случае необходимости позволяет начать стимуляцию развития. Даже если ребенок развивается нормально, родителей очень успокаивает подтверждение этого во время очередного контроля. Сначала все родители беспокоятся, что у ребенка возникнут какие-либо нарушения, вне зависимости от того, какие доказательства обратного они получают.

При оценке развития недоношенного ребенка в первые 12-18 месяцев после рождения необходимо корректировать возраст с поправкой на срок недоношенности. Это означает, что, если в норме ребенок должен начать ползать примерно в возрасте 9 месяцев, для ребенка, рожденного на 3 месяца раньше, допустимо начать ползать до 12 месяцев, и это не считается патологией. Необходимо также помнить, что если ребенок серьезно болел и,

например, был на искусственной вентиляции, это окажет влияние на развитие. В этом случае некоторая задержка свидетельствует не о повреждении мозга, а об отсутствии внешней стимуляции в этот период. Ребенок немного позже всему научится.

Информация подготовлена с использованием материалов с сайта www.efcni.org

Комментирование запрещено